«Карл» на службе у Третьего рейха.

В 1933 году, с приходом к власти нацистов, в Германии активизировались работы по созданию новых вооружений. В первую очередь это касалось артиллерии. Для разрушения французской «Линии Мажино» и бельгийских фортов было принято решение создать мортиры особенно большого калибра. В 1934 году германское Управление вооружений сухопутных войск распространило среди соответствующих предприятий техническое задание на разработку орудия, способного одним снарядом вывести из строя объект с бетонными стенами толщиной до 9000 миллиметров.

В 1935 году фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала 600-мм мортиру, на основе которой и было принято решение вести дальнейшие разработки. Проекту было присвоено кодовое наименование «Проект 040», но более популярным стало название «Карл» — в честь генерала Карла Беккера, курировавшего проект и внесшего несколько ценных замечаний и предложений разработчикам.

Проектные изыскания привели к созданию в 1937 году опытного образца мортиры калибра 600 мм. Вес мортиры для того времени был чудовищным – 54,5 тонны. Проведённые полевые испытания и стрельбы выявили целый ряд проблем, требовавших немедленного решения

На фото: Немецкие тяжелые 600-мм самоходные мортиры «Карл». Рядом стоят транспортеры боеприпасов Pz.Kpfw. IV

Дальность стрельбы мортиры 4-тонными снарядами составляла всего 1 км, что не устраивало заказчика. Орудие, находящееся столь близко от линии фронта, было бы слишком быстро обнаружено инструментальной разведкой противника и уничтожено. Кроме того, большой вес мортиры затруднял её доставку, монтаж и выдвижение на позиции. Поэтому фирме «Рейнметалл-Борзиг» было поручено разработать самоходный тягач, на котором монтировалась бы артиллерийская установка и с которого бы проводились стрельбы.

Вес снарядов уменьшили вдвое и увеличили длину ствола, в результате чего дальность стрельбы выросла до 4-х километров, однако пробивная способность снарядов при этом уменьшилась до 3-3,5 метров железобетона. Военные не возражали — баланс между дальностью выстрела и пробивной способностью снарядов был найден.

Определённые трудности возникли и с разработкой самоходного лафета. До этого разработок подобной техники нигде в мире не велось, поэтому немецким инженерам пришлось начинать «с чистого листа». Был создан тягач с восемью опорными и восемью поддерживающими катками. В качестве силового агрегата был выбран 750-сильный 12-клапанный двигатель DB507 разработки компании «Daimler-Benz», который к тому времени уже использовался на торпедных катерах. Двигатель размещался в передней части установки.

Для того, чтобы лафет выдерживал 700-тонную нагрузку отдачи, внутренние концы торсионов подвески жёстко не закрепляли, что позволяло перед выстрелом опускать тягач «на брюхо» — этот процесс занимал около десяти минут. После окончания стрельб проводилась обратная операция — тягач поднимался, и установка могла начинать движение.

На фото: Август 1944 года. Выгрузка снарядов с погрузчика на лоток мортиры.

Для гашения отдачи орудия применялась система двухуровневого отката. На первом этапе откатывалось орудие в люльке, на втором – откатывалась сама люлька, подвижно закреплённая на тягаче.

Вес орудия вместе с тягачём-лафетом получился огромным — 97 тонн. Мощности двигателя хватало, чтобы перемещать артсистему только со скоростью 10 км/ч. К тому же, малая дальность стрельбы «Карла» повышала возможность его обстрела противником. Исходя из этого, было принято решение защитить расчёт орудия противоосколочной бронёй из катаных стальных листов толщиной 10 мм. Кроме того, для повышения грузоподъёмности количество опорных катков увеличили с 8-ми до 11-ти. В результате этого вес артсистемы увеличился до 126 тонн.
Для мортиры были разработаны три типа снарядов:

легкие бетонобойные — весом в 1,7 тонны (в т. ч., 280 кг тротила);

тяжелые бронебойные — весом в 2,17 тонны (в т. ч., 348 кг тротила);

фугасные — весом в 1,25 тонны (в т. ч., 460 кг тротила).

Скорострельность «Карла» составляла 1 выстрел за 10 минут. Боезапас – 8 снарядов. Для перевозки боезапаса и его перегрузки использовались два тягача-погрузчика на базе танка Pz.Kpwf. IV Ausf. E. Каждый из них мог везти по 4 снаряда и был снабжён 2,5-тонным краном для перегрузки их на лоток мортиры, где единовременно помещалось 3 снаряда. Заряжалась мортира раздельно (пороховой заряд подавался отдельно от снаряда), механизмы наведения орудия были ручными и позволяли устанавливать его ствол на углах наклона от 4° до 70°. Максимальная длительность полёта снаряда составляла 49 секунд.

На фото: Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге.

При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе мортира перевозилась на трейлерах, в разобранном виде. С этой целью установка разбиралась на четыре части:

люльку ствола весом в 42 тонны;

верхний лафет весом в 41,8 тонны;

мост и ходовую часть весом в 21,6 тонны;

самоходный лафет весом в 82,3 тонны.
При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы

В 1940 году началось производство первой серийной партии мортир «Проекта 040». Так как за всё время было выпущено всего 7 таких артсистем, включая прототип, то каждая мортира получила собственное название. Первые серийные экземпляры назвали по-библейски: «Адам» и «Ева». Однако потом идеологическая «установка» поменялась, и все последующие мортиры получили имена богов скандинавского пантеона: «Один», «Тор» «Локи» и «Циу» (или «Тюр»). Прототип же получил название «Фенрир» — в честь сказочного волка, убийцы бога Одина. Позже, «для порядка», мортирам «Адам» и «Ева» были присвоены новые имена — «Бальдр» и «Вотан».

«Адам» поступил в войска в ноябре 1940 года. «Ева», «Тор» и «Один» — в середине апреля 1941 года. Последние две установки – в августе 1941 года. Первое боевое крещение мортиры получили в сражениях Вермахта с Красной Армией.

На фото: Артиллеристы 2-й батареи 833-го тяжелого артиллерийского батальона Вермахта готовят к выстрелу 600-мм самоходную мортиру «Карл» (Karl Gerät 040 Nr.III «Odin»), подступы к Бресту, 1941 год. Возле мортиры — погрузчик снарядов.

В мае 1941 года из четырёх первых серийных мортир был создан 833-й дивизион, 1-я батарея которого (в составе мортир «Адам» и «Ева») была передана командованию Группы армий «Юг» для разрушения ДОТов и укреплений «Линии Молотова» в районе Перемышля. 2-я батарея в составе орудий «Тор» и «Один» была направлена в Группу армий «Центр» для обстрела Брестской крепости.

Все четыре установки открыли огонь 22 июня 1941 года, и у артиллеристов сразу же возникли проблемы. У «Одина» и «Тора» в первый же день снарядами заклинило стволы. У «Евы» при движении своим ходом от железнодорожной станции до позиции слетела гусеница, и в последующих боях она не участвовала. «Адам» выпустил только четыре снаряда, после чего в Группе армий «Юг» посчитали нецелесообразным дальнейшее использование этих мортир, и 1-ю батарею отправили обратно в Германию.

На фото: Артиллеристы 2-й батареи 833-го тяжелого артиллерийского батальона Вермахта готовятк выстрелу 600-мм самоходную мортиру «Карл» (Karl Gerät 040 Nr.III «Odin»), подступы к Бресту, 1941 год. Возле мортиры — погрузчик снарядов.

2-я батарея была удачливее. Несмотря на проблемы, «Тор» и «Один» выпустили по Брестской крепости 31 снаряд, из которых не взорвались только два. На месте разрывов снарядов образовывались воронки диаметром в 30 и глубиной в 5 метров, при взрыве на высоту до 170 метров поднималось облако дыма и пыли. Однако в бетонные укрепления крепости ни один из этих снарядов не попал.

Второй известный эпизод применения мортир «Проекта 040» – борьба с севастопольской 30-й бронебашенной береговой батареей ЧФ. В мае 1942 года при подготовке третьего штурма Севастополя «Тор» и «Один» были доставлены к северному фасу линии обороны города, откуда 6 июня 1942 года начали обстрел батареи. Немецкие артиллеристы смогли вывести мортиру «Тор» на высоту, находившуюся всего в 1200 метрах от передовых позиций защитников Севастополя, откуда 30-я береговая батарея находилась в прямой видимости.

На фото: Неразорвавшийся 600-мм снаряд, упавший на 30-ю бронебашенную батарею береговой обороны ЧФ, Севастополь, 1942 год.

Модернизированные «Карлы» со стволами калибра 540 мм.

Уже на следующий день расчёту «Тора» удалось попасть бронебойным снарядом в двухорудийную башню №1. За ночь гарнизон батареи восстановил башню, но с этого момента она могла вести огонь только из одного орудия. Ещё один снаряд попал в железобетонный монолит орудийного блока батареи, от чего тот треснул, а также вышла из строя фильтр-вентиляционная установка. Несмотря на эти успехи, полностью вывести батарею из строя мортиры не смогли.

На фото: Расчет 600-мм мортиры «Циу» ведет обстрел Варшавы, август 1944 года.


По некоторым данным, командиру 30-й батареи капитану Г.А. Александеру удалось засечь местоположение «Тора» и «Одина» и накрыть их контрбатарейным обстрелом. Разнятся и данные по количеству снарядов, выпущенных мортирами под Севастополем. Минимальное упоминаемое количество – 122 снаряда, из которых, по советским данным, не разорвалось или распалось на несколько крупных кусков до 40%.

О дальнейшей судьбе мортир «Проекта 040» известно мало. После капитального ремонта, по крайней мере, на трёх мортирах («Локи», «Торе» и, скорее всего, «Фенрире») стволы были заменены на другие — калибром 540 мм и длиной в 11,5 калибров. Это увеличило дальность стрельбы орудий с 4 до 10,4 км.

В 1944 году мортира «Циу» обстреливала Варшаву, жители которой подняли восстание. 28 августа один из снарядов мортиры попал в здание отеля «Прудентиаль» — по состоянию на 1934 год второе по высоте здание в Европе. Если бы снаряд разорвался внутри гостиницы, то она бы, наверняка, рухнула, но взрыв произошел снаружи, и здание устояло. После войны его перестроили и в 1954 году там открылась гостиница «Варшава», сохранившаяся до наших дней.

Мортиры «Локи», «Тор», «Один» и «Вотан» (бывшая «Ева») участвовали в обороне Нормандии, но перелома в ситуацию на фронте внести не смогли.

На фото: Взрыв здания отеля «Прудентиаль» в центре Варшавы в результате прямого попадания 600-мм снаряда немецкой мортиры «Циу», 28 августа 1944 года.

Летом 1944 года союзная авиация повредила «Тор», а в начале 1945 года «Вотан» (бывшая «Ева»), «Локи» и «Один» были взорваны отступавшими немецкими войсками. Их обломки достались американцам, так же как и прототип «Карлов» — мортира «Фенрир». Мортиру же с номером VI захватила Красная Армия, и сейчас она является экспонатом Музея бронетанковых войск в Кубинке. Первоначально считалось, что это установка «Циу». Однако, когда через несколько десятилетий было решено перекрасить мортиру, то под слоями старой краски была обнаружена надпись «Адам». Почему на одной установке оказалось два различных обозначения, какое из орудий на самом деле экспонируется в Кубинке и куда делась последняя, седьмая мортира, неизвестно до сих пор.

На фото: Самоходная 600-мм мортира «Адам» (или «Циу») тип Karl-Gerät 040 в экспозиции Музея бронетанковых
войск в Кубинке.

Recent Posts from This Journal