"ВИДИКИ", КОТОРЫЕ В СССР НЕ ЗНАЛИ. SONY УБИЛА BETAMAX ПОСЛЕ 40 ЛЕТ ВОЙНЫ С VHS


Компания Sony официально объявила о том, что к марту 2016 года окончательно прекратит производство и продажу видеокассет стандарта Betamax — почти 41 год спустя после изобретения формата и через 14 лет после прекращения выпуска проигрывателей и камер для них. Да, в этом сила "аналога", простого и безотказного — где-то до сих пор тихо трудятся безотказные видеомагнитофоны Betamax. Тысячи их.
На самом деле наши даже самые продвинутые пользователи домашней электроники, покупавшие видеомагнитофоны еще в конце 1980-х годов, уже практически не застали продуктов Betamax в качестве потребительских устройств. Просто потому, что к этому времени грандиозная "битва форматов" между VHS (JVC), Betamax (Sony) и некоторыми еще менее известными форматами типа V2000 (Philips и Grundig), уже окончилась почти полной победой первого.

В США и Европе были свои истории проигрыша Betamax, но в СССР середины 1980-х VHS победил "в легкую" с помощью пиратства. Ведь первые нелегально ввезенные в СССР иностранные кассеты были именно в формате VHS. Кроме того, первый по-настоящему потребительский — серийный и относительно доступный — советский кассетный видеомагнитофон "Электроника ВМ-12" (на фото ниже) поддерживал именно формат VHS.

Но конечно же, в СССР кассеты VHS никогда бы не попали, если бы формат не победил Betamax в остальном мире. К середине 1980-х, напомним, эта победа была уже вполне очевидной.

Война форматов

Технически Betamax был гораздо более продвинутым форматом, чем VHS — 250 горизонтальных линий против 240 у VHS, меньше паразитных "шумов" и "наводок" между цветностью и яркостью. Однако в середине 1970-х видеомагнитофоны подключались к телевизорам через антенный вход и качественная разница картинки VHS и Betamax была для простых смертных неочевидна.

У Betamax, впрочем, была одна очень важная особенность — формат позволял почти не терять в качестве при многократном переписывании (копия копии копии копии оригинала). Однако для простых людей, у которых был лишь один магнитофон, это было несущественно. А советские пираты были лишены выбора с самого начала.

Что для простых смертных было существенно, так это тот факт, что изначально на одну кассету Betamax можно было записать лишь час видео, тогда как кассеты VHS давали два часа. Учитывая тот факт, что многие использовали видеомагнитофоны для записи фильмов и телепередач, причем часто в автоматическом режиме (мы в оперу, а "видик" пусть свежий "боевик" пишет) — двухкратная разница во времени была важна. Причем эта разница сохранялась по мере развития форматов, ведь Betamax со временем тоже научился писать несколько часов подряд, хотя рекорд VHS — шесть часов — так и не побил.

Когда видеомагнитофоны освоили композитный вход и Betamax подтянулся до двух часов записи, то преимущества VHS испарились. Однако было уже поздно — потребительский рынок в США и Европе был захвачен. За счет массовости производителям видеомагнитофонов и кассет VHS удавалось держать цены ниже, чем на аналоги Betamax.

Мечта профи

Впрочем, была одна сфера, в которой Betamax все же победил — профессиональная видеосъемка. Ведь видеомагнитофоны изобрели вовсе не для того, чтобы глупые потребители могли записывать полную коллекцию "Поля чудес". Их изобрели для нужд телевидения, причем появились видеомагнитофоны задолго до "потешной" с точки зрения профессионалов войны между VHS и Betamax.

Даже на советском телевидении первые видеомагнитофоны начали использовать к концу 1950-х годов, хотя это были, конечно же, монстры во всех смыслах, да и принцип записи у них был другой. Первые наклонно-строчные форматы (Betamax и VHS относятся к этому "семейству"), позволившие радикально уменьшить размеры аппаратуры и дающие лучшее качество, появились как раз в 1970-х годах. В СССР поначалу изобретали свой "велосипед" — экспорт пленки и оборудования в страну попадал под эмбарго, поскольку такая видеотехника считалась годной для военных нужд. В конце концов, впрочем, российское телевидение перешло на западные форматы.

Betamax был любим телевидением всей планеты. Изначально формат предлагал компактность (кассеты Betamax меньше по размерам), качество и отличную устойчивость записи при перезаписывании. А потом его начали использовать просто потому, что он стал стандартом "де-факто" и для него появился устойчивый и развитый рынок всевозможных профессиональных аксессуаров. Да и если уж ты начал писать архив в Betamax, переходить на VHS было поздно (и наоборот).

Еще его любили профессионалы из самых разных сфер — те, кому было важно фиксировать происходящее в максимально возможном качестве при минимальных размерах. Например, еще 15 лет "видеорегистраторы" в самолетах авиации США использовали камеры именно в формате Betamax.

Правда, любое оборудование Betamax компания Sony прекратила производить еще в 2003 году — профессионалы давно начали переходить на "цифру". Другие "дружественные" Sony производители отошли в тень еще раньше. Кстати, говоря о дружественности, мы говорим в первую очередь о Sanyo, чей видеомагнитофон "формата" Betacord (тот же Betamax, но маркетинг...) изображен на заглавной фотографии к статье. Теперь, 12 лет спустя, пришел черед и видеокассет.

Так что до своего официального 41-летия "Бета", как Betamax часто называли профессионалы, просто не доживет. А жаль — прекратить продажи именно 10 мая 2016 года было бы красиво.

P.S. За Sony, проигравшую VHS войну, переживать не надо — она отыгралась много лет спустя, когда ее стандарт Blu-ray победил HD-DVD, продвигаемый Toshiba. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Recent Posts from This Journal