БУРЛАКИ РЕПИНА ПОД МИКРОСКОПОМ


Все помнят эту картину со школьных времен, но сколько же секретов в ней осталось для современных умов. Что же мог увидеть в ней человек, знакомый с трудом бурлаков не понаслышке?

1. Прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки называлась бечевник. Тут мы видим идеальный участок берега, а могли быть и коряги, и камни.

2. Бригадир бурлаков (шишка), самый опытный и авторитетный бурлак,по совместительству — запевала. Бригадир крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу.

3. Подшишельные — ближайшие соратники шишки, крепили лямки справа и слева от него. Они могли выдавать остальным бурлакам оплату и помогать шишке присматривать за нерадивыми бурлаками (обычно те, за кем требовался надзор, крепили лямки сразу за подшишельными).

4. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Самого молодого бурлака назначали кашеваром. Он выполнял и другие хозяйственные работы.

6. В каждой артели попадались нерадивые бурлаки, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. Позади нерадивых бурлаков обычно шли самые ответственные и надзирали за тем, чтобы никто не филонил.

9. Артель бурлаков набиралась по весу судна с грузом из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

10. Флаг поднят вверх ногами, как бывало частенько.

11. Лоцман — фактически капитан корабля. Он сам управляет рулем, блоками от лямок бурлаков и командует на корабле.

12. Трос на котором крепятся лямки бурлаков немного ослаблен. Видимо лоцман отпустил его, чтобы отойти от берега. Еще секунда и он натянется.

13. Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке.

14. Парус убран, нет попутного ветра.

15. Деревянные баржи было принято украшать резьбой «на долгую службу и попутный ветер».

Recent Posts from This Journal