Падение русских ястребов


то лето стало поистине роковым для военной авиации России - почти каждая неделя приносит новости о новых катастрофах. Последним в череде самолетов, потерянных в мирном небе с начала июня, стал фронтовой бомбардировщик Су-24М, погибший вместе со своим экипажем.

Пятый элемент

Это уже пятый серьезный инцидент с боевой воздушной техникой, случившийся этим летом, и второй с Су-24 за этот год. По роковому стечению обстоятельств в обоих случаях летчикам выжить не удалось. В феврале катастрофа с разведывательной модификацией самолета произошла в Волгоградской области. Тогда жертвами аварии, по данным из открытых источников, стали полковник Игорь Кукарцев и майор Анатолий Волосков, сейчас на борту Су-24М погибли старшие лейтенанты Дамир Салахутдинов и Александр Рагимов.

Трагедия случилась в понедельник, 6 июля, в ходе штатного учебно-тренировочного полета недалеко от аэропорта «Хурба» в Хабаровском крае. Согласно официальной версии, через мгновение после взлета с полосы самолет совершил резкий крен в воздухе и упал.

От удара о землю сдетонировали топливные баки, так что бомбардировщик буквально разорвало на части - его обломки раскиданы на сотни метров от места взрыва. Начавшийся пожар был потушен службами аэродрома при поддержке пожарных, прибывших из соседнего Комсомольска-на-Амуре.

Оба пилота погибли на месте, хотя очевидец видел, как один из них безуспешно пытался катапультироваться. «Но так как высота была не набрана и самолет перевернулся - парашют не раскрылся и его просто протащило по земле», - пояснил свидетель аварии в беседе с «Коммерсантом».

По данным источника ТАСС, на борту самолета был полный боекомплект (видимо, авиационные осколочно-фугасные бомбы, прим. «Спектра»), но он чудом не взорвался. Несмотря на это, сила взрыва была такова, что на месте падения образовалась 20-метровая воронка, рассказал РИА «Новости» источник в силовых кругах. По его словам, предварительной причиной аварии назван отказ двигателей.


О технической неисправности самолета говорит и собеседник «Интерфакса».

«По предварительным докладам с места летного происшествия, причиной катастрофы бомбардировщика стал отказ техники <...> Был ли это помпаж двигателя (срывной режим работы турбореактивного двигателя, - прим. «Спектра») или отказ системы управления, покажет расшифровка бортовых самописцев», - сообщил источник агентства в силовых структурах региона.

Как передают «Вести», по факту гибели бомбардировщика начато уголовное дело. До конца расследования прекращены все полеты Су-24М, а гражданский аэропорт «Хурба» закрыт до вечера четверга - ранее уже были отменены рейсы в Хабаровск и Москву.

Кто виноват и что делать?

Официальные лица призывают не торопиться с выводами до окончания работы специальной комиссии Минобороны, отправленной на место авиакатастрофы Су-24М. В военном ведомстве подчеркнули, что авария произошла в безлюдной местности и не привела к разрушением на земле, а также отметили, что экипаж разбившегося самолета имел высокую подготовку. Похожие заявления были и в случае других аварий, также ожидающих финального вердикта спецкомиссий.

Собеседник «Коммерсанта» настаивает, что вины пилотов в гибели бомбардировщика нет: «Ребята ни в чем виноваты не были. Причина еще до конца не установлена, известно только, что при наборе высоты у самолета загорелся левый двигатель, оторвало крыло. Самолет сделал сильный крен и рухнул, все это за считанные секунды».

Полностью исключить человеческий фактор нельзя, причиной аварии могла стать и ошибка пилотов, предположил в беседе с ТАСС летчик-испытатель, герой России Магомед Талбоев. «Летчики могли взлететь, забыв выпустить закрылки. В этом случае самолет во время отрыва от земли сразу сваливает», - пояснил он.

Впрочем, летчик не исключает и версии с неполадкой двигателей: «Взлет - это самый тяжелый этап полета. Самолет взлетает на форсаже, двигатели в нем - самое опасное, и если возникнет пожар, то это мгновенный взрыв».

Участившиеся катастрофы и падения самолетов ВВС РФ вызывают опасения, отметил собеседник агентства, связав это с изношенностью парка военных самолетов, многим из которых по 30 и даже по 40 лет. При этом Талбоев считает, что всемирная статистика показывает - с ростом количества полетов растет и количества отказов техники.

Схожую мысль высказывает Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа. «Самолеты бьются постоянно, и чем больше самолеты летают, тем чаще они бьются. Это вопрос чистой статистики - больше всего аварий у ВВС США. Не потому что у них плохие самолеты или летчики, а потому что они больше всех летают», - размышляет он в разговоре со «Спектром».

Аналогичная точка зрения и у независимого военного обозревателя Павла Фельгенгауэра. «С техникой, а тем более с боевой техникой, постоянно что-нибудь происходит, но говорить в результате единичных аварий о том, что у нас вся авиация совсем никуда не годится - неправильно», - сказал он «Спектру».

«Авиация - такая отрасль, где рано или поздно такие события случаются, и от них никто не застрахован, ни в нашей стране, ни в какой другой. Это нужно воспринимать как данность, так же, как и аварии на автодорогах», - резюмирует главред авиационного журнала «Взлет» Андрей Фомин.

Гораздо более смелую версию озвучил военный эксперт Игорь Сутягин из британского Королевского Объединенного института оборонных исследований - по его мнению череда аварий может свидетельствовать о «перегреве» ВВС России.

«Это может быть интересным признаком перенапряжения российских военных возможностей. Стандартные условия эксплуатации боевых машин не предусматривают высокий темп их оперативного использования в последнее время», - цитирует Сутягина Newsweek.

Речь идет о резком увеличении патрулирования воздушного пространства российскими самолетами после охлаждения отношений с НАТО из-за конфликта на юго-востоке Украины. За последний год Альянс сообщал о множестве случаев обнаружения воздушных патрулей у своих границ. Только в понедельник американские СМИ писали, что два стратегических бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 были зафиксированы сначала у побережья штата Калифорнии, а затем недалеко от Аляски.

Подобные инциденты могут привести к аварии на территории Европы, считает Сутягин.

«Полгода назад, когда натовские истребители постоянно перехватывали российские, кое-кто говорил что НАТО скоро останется без самолетов из-за перегрузки своих возможностей. На деле случилось обратное. <...>

Посмотрите на Ту-95 - самые новые из них были выпущены в 1992 году, более 20 лет назад. Никто не может исключить проблем с такой техникой, вот почему нельзя полностью исключать возможность аварии в небе над Европой», - отмечает эксперт, повторяя вслед за Талбоевым тезис об изношенности материальной базы российских ВВС.

Один за другим

3 июля, буквально накануне крушения Су-24М, в районе кубанской станицы Кущевская разбился истребитель МиГ-29. Летчик успел катапультироваться, в результате падения самолета никто не пострадал. По предварительной версии, авария произошла из-за технической неисправности в двигателе, либо затянутой в него птицы.

За месяц до этого, 8 июня, потерял управление и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) стратегический бомбардировщик Ту-95. Инцидент произошел на аэродроме «Украинка» в Амурской области, сообщалось, что члены экипажа получили серьезные травмы. Возможной причиной было названо возгорание одного из двигателей. Стоит отметить, что именно из этих машин, способных донести ядерные авиационные бомбы и крылатые ракеты практически до берегов Северной Америки, состоит ядро стратегической авиации России. Именно поэтому их так часто замечают патрули НАТО.

Но самым роковым днем для новейшей истории российской боевой авиации стало 4 июня, когда почти одновременно разбился легкий истребитель четвертого поколения МиГ-29 и получил серьезные повреждения истребитель-бомбардировщик Су-34.

Если МиГи этой модификации уже падали, то Су-34 попал в серьезную аварию впервые в истории. Новейший бомбардировщик предназначен для ракетно-бомбовых ударов по целям на земле и море в любое время суток. Самолет может нести на борту ядерные боезаряды и оснащен новейшей системой управления вооружениями. По данным из открытых источников, его оценочная стоимость - 1,5 млрд рублей.

Первым вышел из строя МиГ-29, упавший рядом с военным полигоном «Ашулук» в Астраханской области. Учебно-боевой истребитель «взорвался, загорелся и уничтожен»,сообщил об инциденте источник РИА «Новости» в силовых структурах. Вскоре появилась информация о вероятности технических неполадок МиГа.

Меньше чем через три часа после астраханской аварии «отказали тормоза» Су-34, проходившего испытания под Воронежем. Во время посадки у него не раскрылся тормозной парашют, после чего самолет выехал за пределы ВПП аэродрома «Бутурлиновка» и перевернулся. Бомбардировщик, даже по официальным данным, получил серьезнейшие повреждения - у него было оторвано крыло, разбита стойка шасси и помят фюзеляж.

Когда происходят подобные аварии, вариантов только два - отказ техники, либо ошибка пилотирования, рассказал «Спектру» Фельгенгауэр.

«А то что две аварии случились в один день - всякое бывает. С "Мигами-29" давняя проблема, они давно не производятся, и даже в тех, которые стояли в резерве потом обнаружились всякие проблемы, вроде трещин на фюзеляже. Связана эта авария с ними или нет - не знаю, в этом будет комиссия разбираться», - осторожно заключил эксперт.

Ранее сообщалось о значительных дефектах всех бомбардировщиков серии Су-34. Комиссия главкомата ВВС пришла к выводу, что их нельзя полноценно применять в боевых условиях, писала газета «Известия». Неназванный летчик Су-34 счел главными проблемами самолета его радиолокатор и прицельно-навигационную систему.

Несмотря на скорость, с которой выбывает из строя российская военная авиатехника, опрошенные «Спектром» экспертом осторожны в оценках. По их мнению, даже почти одномоментная гибель двух боевых машин еще не повод для разговора о серьезном репутационном уроне для ВВС или авиастроения России. «Американских F-16 разбилось 500 с лишним за все время их эксплуатации, но они прекрасно продолжают продаваться», - заверил Храмчихин.

Действительно, российская авиация ценится за границей прежде всего за хорошее соотношение цены и качества, поэтому даже частые аварии вряд ли изменят ситуацию на рынке вооружений, где российские истребители и бомбардировщики занимают нишу относительно современной и высококлассной военной авиации, чьи образцы теоретически способны противостоять западным «Миражам» и F-35.