МОРСКИЕ ЛЬДЫ

Белые шапки подвижных льдов венчают полюса нашей планеты. Это главным образом замерзшая морская вода. Площадь, занимаемая морскими льдами, в северном полушарии колеблется в зависимости от сезона, в пределах 8,4-15 тыс. км2, а в южном полушарии - от 12 до 25 тыс. км2.

Арктический бассейн почти со всех сторон окружен сушей. Вынос льда из бассейна затруднен, поэтому характерная особенность арктических льдов - пак, многолетний лед. Средняя толщина его 2-3 м. Только советский атомный ледокол «Ленин» может справиться с таким льдом.

У льдов арктического бассейна довольно сложное движение. Под влиянием ветров и отчасти поверхностных течений в области, прилегающей к евразийскому материку, льды движутся на восток в Гренландское море. Ежегодно этим путем выносится из Арктического бассейна около 3 тыс. км3 льда. Площадь выносимых за год льдов в среднем за период 1954-1964 гг. составила 950 тыс. км2, что примерно равно половине акватории морей Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского и моря Лаптевых, освобождающейся летом ото льда. Скорость дрейфа разреженного льда в летнее время больше, зимой - меньше, но количество льда, выносимого в Гренландское море летом и зимой, остается почти одинаковым, зато нередко сильно меняется из года в год. Таковы результаты исследований советских океанологов из Арктического института. В части же Арктического бассейна, расположенной на стороне Северной Америки, существует круговое движение по часовой стрелке. Эти два столь разных движения давно были подмечены и объяснены известным советским океанологом Н. Н. Зубовым. Их подтвердили исследования на модели, произведенные в Арктическом институте в Ленинграде, а равно наблюдения советских летчиков и дрейфующих станций.

Движение льдов почти по замкнутой орбите в восточной части Арктики лишний раз было доказано дрейфом «ледяных островов». Это те самые острова, которые не раз вводили в заблуждение моряков и летчиков. Они принимали их за настоящие острова. Таким ледяным островом была, очевидно, и знаменитая Земля Санникова.

В марте 1946 г. советским летчиком Котовым был открыт ледяной остров «Крестьянка». В августе того же года американцы организовали на нем дрейфующую станцию «Т-1». На таких же ледяных островах были организованы и следующие американские дрейфующие станции. Во льду этих островов нашли слои минеральных вкраплений, вмерзшие валуны, а по ивовой ветке на острове «Т-3» установили, что он оторвался от берегового припая в районе земли Эльсмира около 25 лет назад. Словом, тайна ледяных островов была разгадана и движение их тоже.

Наблюдения дрейфующих станций, авиации и подводных лодок рассеяли представление о якобы сплошном ледяном покрове в бассейне центральной Арктики. В действительности оказалось, что среди льдов немало больших полыней и разводьев. Кромка льда в Арктике в сентябре поднимается в среднем до 74° с. ш., а к апрелю спускается на 12° к югу.

В Антарктике кромка полярных льдов омывается открытыми водами трех океанов. Летом антарктические льды сравнительно быстро тают и круглый год свободно уносятся к северу, хотя в то же время редко выходят за пределы кругового Антарктического течения. В Антарктике преобладают годовалые льды. Благодаря обилию атмосферных осадков они даже летом покрыты толстым слоем снега. Кромка антарктических льдов в феврале поднимается примерно до 66° ю.ш., а к сентябрю спускается на 10° к северу. Важные для навигации детали движения антарктических льдов, также изученные в Арктическом и Антарктическом институте, были доложены на Международном конгрессе в Москве А. Ф. Трешниковым.

Заметную роль в ледовом режиме полярных бассейнов играют айсберги, которые, как известно, откалываются от ледников, сползающих в море. Советские и норвежские ученые подсчитали, что в восточной Арктике ежегодно откалывается около 7500 айсбергов; столько же айсбергов, по наблюдениям американского ученого Смита, отламывается и уносится в море в западном секторе Арктики. Средний объем айсбергов в западном секторе Арктики составляет около 1,5 млн. м3 льда. Большая часть их тает и разрушается невдалеке от места их образования. Если айсберг застревает на мели, что случается довольно часто, он разрушается очень быстро. Холодные течения, направленные из полярного бассейна в Атлантический океан, выносят айсберги на юг. В среднем около 400 айсбергов ежегодно достигает рыбопромыслового района у острова Ньюфаундленда, причем около половины этого количества появляется здесь в мае. Бывают годы, когда к Ньюфаундленду приносит с севера больше 1000 айсбергов. В 1957 г. к югу от 48° с.ш. было сосчитано 900 айсбергов.

Количество айсбергов, образующихся в Антарктике, огромно. Достаточно сказать, что в восточной Антарктике на площади 2 млн. км2, обследованной советскими кораблями и самолетами, обнаружили 31 тыс. айсбергов, содержащих в себе 4165 км3 пресного льда.

Существует два основных типа антарктических айсбергов: пирамидальные и столовые или, как их сейчас стали называть, столообразные. Пирамидальные откалываются от ледников, сползающих в море; столовые - от шельфового льда.

Шельфовый лед - особенность Антарктики. Это протяженные пласты материкового льда толщиной в сотни метров, сползающие в море. Шельфовый лед в основном находится на плаву и только местами опирается на дно. От него откалываются плоские куски льда очень больших размеров. В 1854 г. был встречен столовый айсберг длиной 120 км и высотой 90 м. Объем его равнялся 500 км3. В течение последующих десяти лет 21 судно сообщало о его продвижении на север в сторону экватора. В марте 1958 г. третья антарктическая экспедиция Академии наук СССР в 70 км от ледника Шеклтона обнаружила айсберг размером 90x30 км при высоте надводной части 40 м. Это четвертый по величине айсберг, замеченный в нашем столетии.

По наблюдениям китобойной флотилии «Слава», наиболее часто встречаются пирамидальные айсберги высотой 50-60 м, длиной около 130 м. В 1904 г. судно «Зенит» встретило около Фолклендских островов пирамидальный айсберг высотой 450 м.

Иногда вода промывает в теле айсберга сквозные пещеры. Айсберг превращается в ледяную арку. Во время плавания «Славы» в 1948 г. был встречен айсберг с 24-метровой сквозной аркой. Высота этого айсберга равнялась 43 м. Однажды советские суда встретили «поющий айсберг». Промоины в нем образовали систему сквозных труб, которые под действие ветра издавали мелодичные звуки. Около 7/8 высоты айсберга находится под водой. Поэтому айсберг перемещается под действием подповерхностного течения, которое может иметь совсем иное направление, чем течение поверхностное. Как мощный ледокол, раздвигает айсберг своей огромной массой толстые морские льды и нередко движется им навстречу. Случается, что айсберг уверенно плывет против штормового ветра. Если айсберги попадают в район, где действуют неустойчивые, часто меняющиеся течения, они порой выполняют сложные маневры, словно ими управляют разумные существа.

В 1947 г. четыре американских корабля встали на якорь в Китовой бухте. Пролив, ведущий в бухту, был не шире 180 м. И вот однажды невдалеке от бухты появился огромный айсберг, с виду очень похожий на обледеневший дредноут. Двигаясь против ветра, он осторожно вошел в узкий пролив. Едва касаясь своими краями его ледяных берегов, айсберг блокировал в бухте американскую флотилию. Простояв таким образом больше суток, он вошел в бухту и встал рядом с кораблями. Соседство с айсбергом очень опасно. Если подводная часть его подтаяла, он в любую минуту может опрокинуться и раздавить стоящее рядом судно. Поэтому американские корабли поспешили избавиться от неприятного соседа, снялись с якоря и покинули бухту. Через двое суток айсберг снова пришел в движение и, не задев ни одним краем берега узкого прохода, спокойно, словно управляемый рукой опытного лоцмана, вышел из бухты в море.

Встреча корабля с айсбергами во льдах всегда сопряжена с опасностью. Если верхняя часть айсберга сильно стаяла, он едва возвышается над морем. Такой айсберг неуловим для луча радиолокатора. Между тем при столкновении огромная масса льда, скрытая под водой, неизбежно протаранит корабль. Случается, что корабль, зажатый во льдах, дрейфует вместе с ними по ветру. А навстречу ему или наперерез, раздвигая льды, движется громадный айсберг. Кораблю в такой обстановке не избежать столкновения. Для безопасного плавания в антарктическом и арктическом бассейнах очень важно знать все особенности распределения морских льдов и айсбергов, направление и скорость их дрейфа.

От столкновения с айсбергами потерпело аварию немало океанских пароходов. Приведем несколько примеров. В 1916 г. погиб океанский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Европы в Америку; из 2224 пассажиров утонуло 1513. В 1943 г., столкнувшись в тумане с айсбергом, взорвался голландский танкер; спаслось всего два человека. В том же году наскочил на айсберг грузовой пароход «Лидия-Мария», но ему удалось дойти до ближайшего порта. В 1959 г. с айсбергом столкнулся датский пароход «Ханс Хедтофт»; все 95 человек экипажа и пассажиров погибли. В 1956 г. советское экспедиционное судно «Лена» задело в тумане айсберг в море Дэвиса, но повреждения корпуса не произошло. В 1958/59 гг. в Ньюфаундлендских водах получили повреждения от встречи с плавучими льдами и айсбергами в условиях плохой видимости три наших корабля - «Чернышевский», «Радищев» и «Ногинск».

После гибели «Титаника» был организован Международный ледовый патруль, суда которого ведут непрерывные наблюдения за движением айсбергов в северной части Атлантического океана, где широко развит рыбный промысел и проходят наиболее «людные» пути между Европой и Америкой. Ледовый патруль оповещает суда морского транспорта о местонахождении айсбергов.

Ледовые шапки полярных бассейнов оказывают большое влияние как на гидрологический режим океана, так и на климат и погоду, способствуя образованию холодных воздушных масс, с существованием которых все хорошо знакомы по радиосводкам погоды.

Recent Posts from This Journal