Корабли призраки

Корабль-призрак или корабль-фантом — это корабль, находящийся в плавании, но без какого-либо экипажа на борту. Это может быть корабль из легенд и художественной литературы (наиболее известный Летучий Голландец) или реально найденный корабль с пропавшими или погибшими при неизвестных обстоятельствах членами экипажа. Упоминания о последних начинаются примерно с 1700 года и продолжаются по сей день. О кораблях-призраках существует множество легенд, однако есть и реальные случаи, подтвержденные документально:

Торговая бригантина «Морская птица» в самых ранних отчетах появляется на берегу Северной Америки на пляже Истонc, возвращаясь из плавания в Гондурас, в 1750 году. Экипажа на борту не было, но корабль был под парусом, ухоженный, без повреждений и сумел благополучно обойти опасные отмели и рифы у берегов пляжа. На борту обнаружили кипящий кофе на плите камбуза, собаку и кошку. Последней записью в вахтенном журнале было: «Вышли на траверз рифа Брентон». Никого из членов экипажа никто никогда больше не видел. В разных источниках сообщаются различные даты обнаружения корабля: 1750, 1760 и даже 1850. Некоторые сообщают, что на корабле была найдена только собака, а некоторые добавляют живого попугая. Как бы то ни было, тщательно проведённому расследованию не удалось установить причину исчезновения экипажа корабля.

Судно «Мария Целеста», построенное в 1862 году, пользовалось дурной славой из-за неудач. Первый капитан погиб во время первого плавания. Несколько раз корабль менял владельца. В 1869 году, попав в шторм у берегов Новой Шотландии, судно было выброшено на берег. После этого инцидента корабль был продан американскому владельцу, который переименовал его в «Мария Целеста». 5 ноября 1872 года началось очередное плавание «Марии Целесты» под командованием 37-летнего капитана Бенджамина Бриггса. Судно с грузом спирта-ректификата вышло из Статен-Айленд, Нью-Йорк в порт Генуя, Италия. На судне, кроме капитана и команды из 7 человек, находилась жена капитана и его двухлетняя дочь София. «Мария Целеста» была обнаружена спустя четыре недели, 4 декабря, экипажем судна «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса; за день до отплытия «Марии Целесты» капитаны и их жёны ужинали вместе. Ни одного человека, ни живого, ни мёртвого, на борту не было. Между переборками и палубами обнаруженного судна была морская вода, её уровень достигал 1 метра. Крышки люков были сняты, причем створки носового люка были сорваны с петель и валялись на палубе. В остальном судно казалось неповреждённым. Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, закрыты брезентом и заколочены досками. Секстант и хронометр не были найдены (что подразумевает эвакуацию команды). Компас разрушен, предположительно при неудачной попытке спешно его снять. В каюте капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и две пачки денег. По полу каюты были раскиданы игрушки, швейная машинка жены капитана стояла с неоконченным шитьём. Расположение вещей свидетельствовало о том, что судно не попадало в сильный шторм — на швейной машинке лежала маслёнка, которая при сильной качке обязательно бы свалилась. В плавание «Мария Целеста» отправилась с одной спасательной шлюпкой, вторая шлюпка была сдана в ремонт. Шлюпка, скорее всего, была спущена на воду, а не сорвана стихией. Груз в 1701 баррель спирта оказался цел. Нетронутым оказался полугодовой продовольственный запас. Все бумаги, за исключением судового журнала, исчезли. Последняя запись в судовом журнале датирована 24 ноября, с координатами «Марии Целесты».

29 августа 1884 года бригантина «SV Resolven» была найдена между островом Бакалье и канадской провинцией Ньюфаундленд и Лабрадор. За исключением сломанной реи, судно было в хорошем состоянии. На камбузе горели огни и лампы. Неподалеку с судном был замечен большой айсберг. Основной версией причины пропажи экипажа стала паника, возникшая при небольшом столкновении бригантины с айсбергом. Испугавшиеся члены экипажа покинули корабль с помощью спасательной шлюпки. Тем не менее, тела членов команды так и не были найдены.

Пассажирский пароход «Валенсия» был предназначен для перевоза пассажиров между Нью-Йорком и Венесуэлой. В 1897 году» Валенсия» был атакован испанским крейсером Reina Mercedes, после чего пароход стал использоваться на Западном побережье США и периодически для перевозки войск в испано — американской войне на Филиппины. В 1906 году, проплывая по маршруту Сан-Франциско — Сиэтл, корабль потерпел крушение в районе острова Ванкувер. Из-за плохой погоды судно не смогло вовремя завернуть в пролив Хуан де Фука и ударилось о рифы. По официальным данным в катастрофе погибло 136 человек, 37 выжило. Спустя 27 лет после происшествия, в 1933 году, в районе крушения была обнаружена спасательная шлюпка «Валенсии». Шлюпка была в хорошем состоянии, почти полностью сохранив оригинальную краску. Табличка с названием шлюпки сейчас находится в морском музее Британской Колумбии


Американская грузовая шхуна «Кэрролл А. Диринг» была обнаружена в районе Северной Каролины, США, 31 января 1921 года. Паруса судна были подняты, спасательные шлюпки отсутствовали. Ни одного человека на борту не оказалось, хотя на камбузе была разложена пища для приготовления. Отсутствовали личные вещи команды, судовой журнал, навигационное оборудование и якоря. Рулевое устройство оказалось поврежденным. Последний раз «Кэрролл А. Диринг» с командой на борту видели 29 января 1921 года у плавучего маяка мыса Лукаут. События, произошедшие на борту шхуны, и судьба находившихся на ней людей так и не были установлены, хотя ряд фактов указывает на мятеж команды. Многие версии связывают происшествие с тайной Бермудского треугольника, несмотря на то, что место обнаружения судна находится на расстоянии нескольких миль от данной зоны.

Шхуна «Губернатор Парр» была названа в честь губенатора Новой Шотландии Джона Парра. 3 октября 1923 года на пути в Буэнос- Айрес с грузом пиломатериалов в Северной Атлантике судно попало в сильный шторм. В результате шторма погиб капитан и один член экипажа. Оставшиеся в живых были спасены и эвакуированы с судна. Несмотря на многочисленные и серьезные повреждения, судно осталось на плаву и дрейфовало в Атлантическом океане. Было предпринято несколько попыток вытащить шхуну к берегу или разрушить ее. 1 января 1924 года береговая охрана США в очередной раз попыталась отбуксировать шхуну, но в результате шторма судно оторвалось. Береговой охране пришлось отказаться от попытки и вернуться на берег для заправки. «Губернатор Парр» в последствии не раз замечали в Атлантическом океане и в районе Канарских островов. Судно так и осталось «изгоем» и «угрозой для судоходства», послужив предметом для легенд и историй о кораблях- призраках. Дальнейшая судьба шхуны осталась не разгадана.

Карабль «Бэйчимо» был построен в 1914 году в Шведции и принадлежал компании Гудзонова залива. В 1931 году корабль попал в ловушку многолетнего льда и был оставлен экипажем в Северном Ледовитом океане. Считалось, что судно должно было затонуть. Корабль остался на плаву и был неоднократно замечен в море. Каждый раз при обнаружении судна вытащить его на берег не удавалась либо из-за отсутствия необходимого оборудования, либо по причине плохой погоды. Последнее зафиксированное обнаружение судна датируется 1969 годом (спустя 38! лет после происшествия), судно застряло в дрейфующих льдах в Чукотском море. Что стало с «Бейчимо» до сих пор не известно, если судно все-таки затонуло, то место его захоронения пока не найдено.

3 октября 1955 года пропало торговое судно «MV Joyita». Корабль был найден 10 ноября 1955 года в южной части Тихого океана. Судно находилось в плохом состоянии, со ржавыми трубами, радио было настроено на частоту 2182 кГц, предназначенную для передачи сигналов бедствия. Таинственно исчезли 25 пассажиров и члены экипажа. Несмотря на повреждения, судно оставалось крайне плавучим и его затопление было невозможно. Следователей крайне озадачил тот факт, что экипаж не остался на борту и не стал ждать помощи.

Индонезийская рыболовецкая шхуна «Хай Эм 6» была обнаружена дрейфующей в районе Новой Зеландии 3 января 2003 года, экипаж на судне отсутствовал. Судно пропало 13 января 2002 года при неизвестных обстоятельствах. Незадолго до этого, владелец шхуны общался с капитаном по радио, шхуна находилась недалеко от Маршалловых островов. После проверки записи вызовов тайваньская полиция пришла к выводу о мятеже.

Корабль-призрак «Бел Амика» нашла итальянская береговая охрана неподалёку от Сардинии 24 августа 2006 года. Экипажа на борту не было, но была недоеденная пища, одежда, французские карты и флаг Люксембурга. Следствие установило, что корабль не был зарегистрирован ни в Италии, ни в какой-либо другой стране. Вскоре, итальянские газеты сообщили, что найден владелец судна из Люксембурга. Причина, почему судно было оставлено, осталась туманной. Владелец сообщил, что ожидал возвращения на яхту после сообщения дома о чрезвычайном происшествии. Итальянская пресса предположила, что владелец таким образом пытался уйти от уплаты налога.

Австралийская рыболовная яхта «Каз II» бала обнаружена 18 апреля 2007 года около Большого Барьерного рифа. На борту работали ноутбук, радио, двигатель, GPS. Команда из трех человек на борту отсутствовала. Спасательные жилеты и спасательное оборудование были на месте. Поиск команды был прекращён 25 апреля, поскольку вероятность того, что кто то остался в живых к этому времени, была минимальна.

Двухпалубное круизное судно «Любовь Орлова», названное в честь советской актрисы, 23 января 2013 года покинуло канадский порт Сент-Джонс для буксировки на слом в Доминиканскую Республику. 24 января у тянувшего судно буксира лопнул буксировочный трос и судно ушло в дрейф. Попытки снова взять его на буксир оказались безрезультатными. Теплоход «Любовь Орлова» превратился в призрак — он дрейфует в океане: ни экипажа, ни тем более пассажиров на борту нет. Кроме того, на стометровом лайнере не горят сигнальные огни, радиомаяк сломан, так что другие суда его не видят. 1 марта 2013 года в ирландской прессе появилось сообщение о том, что были зафиксированы сигналы с аварийного радиобуя «Любови Орловой» в 700 милях от побережья Ирландии. Это может свидетельствовать о том, что судно затонуло, так как аварийный радиобуй активируется при попадании в воду. Были предприняты поиски в районе, откуда были приняты сигналы, но ничего не было найдено.

Recent Posts from This Journal