40 лет назад Як-40 чудом сел на киевские болота

Слухи о том, что в болотах, на которых ныне построен жилой массив Осокорки, некогда "утонул" реактивный пассажирский самолет, известны многим поколениям киевлян. В действительности та давняя авария закончилась вполне благополучным, почти что счастливым исходом – успешным приводнением воздушной машины, которое стало уникальным для истории Киева и всей украинской авиации.
Сегодня киевлянам мало что известно о той, буквально чудом не состоявшейся катастрофе. В аэропорту "Киев", куда позвонили журналисты "Газеты...", сказали, что ничего не помнят о подобном происшествии. Жители старых Осокорков давно уступили свои земли состоятельным бизнесменам и выехали из села. С большим трудом нам удалось отыскать киевлянку Полину Чаленко, одну из первых тамошних дачниц, которая слышала о давней истории от своих знакомых – свидетелей приводнения. По их словам, самолет планировал вниз очень тихо – ведь его двигатели были отключены. Люди, которые наблюдали за этим с лугов, ждали взрыва, но увидели вместо него целый фонтан брызг. Они не поверили своим глазам: целехонький самолет стоял посреди болота, в районе нынешней улицы Коллекторной. Спустя каких-то пятнадцать минут к нему уже бежали по колено в воде подъехавшие на место происшествия милиционеры.
Что же послужило причиной этой необычной "посадки"?

Летом 1976 года самолет Як-40 выполнял международный по нынешним меркам рейс по маршруту Каунас-Киев. Полет проходил в нормальном, "штатном" режиме, и летчики уже направили машину на посадку в киевский аэропорт "Жуляны" – но в этот момент бортмеханик случайно выключил двигатели реактивного самолета. Оценив ситуацию, экипаж в считанные секунды принял нужное решение, начав планировать по направлению к водной глади Днепра.
Возможно, эти действия были подсказаны примерами из тогдашней практики "Аэрофлота". В октябре 1963 года реактивный самолет Ту-124 приводнился на Неве, прямо посреди Ленинграда, пролетев в сорока метрах над Литейным мостом и едва не протаранив буксир – причем все пассажиры этого рейса отделались легким испугом. А в 1972 году лайнер Ту-134 успешно сел на акватории Московского водохранилища. Однако "киевский" Як не успевал дотянуть до реки, а посадка на болотное мелководье, которое перемежалось с твердой луговой землей, была чревата последствиями. Тем не менее, она удалась – и, по слухам, следственная комиссия долго не могла определиться – награждать или наказывать мастерски посадивших самолет летчиков.
Слухи вообще стали главным источником информации о событии, поскольку официальная пресса, в духе того времени, почти ничего не сообщила об этом авиапроисшествии. В народе говорили, что под Киевом взорвался самолет, и это якобы повлекло за собой массовые жертвы. Была и другая, уже упомянутая нами версия – о том, что, пытаясь спастись, летчики утопили лайнер в озере или в Днепре. Молва также приписывала экипажу героическую попытку отвести самолет от жилых кварталов. Что же, умелые действия этих людей действительно заслужили добрых слов.
После инцидента в конструкцию самолетов внесли изменения, чтобы не допустить полного отключения двигателя во время полета.
Источник: "Газета по-киевски", 16.04.2007

Говорят, что по одной версии авария произошла по вине стюардессы, принесшей в кабину экипажа кофе и каким то образом задевшей рычаги управления тягой. По другой - действительно была ошибка бортинженера, якобы пилоты до Як-40 летали на Ан-2.
А еще говорят, что этот самолёт (с/н 9530642) под регистрацией "UR-CLH" по сей день эксплуатируется в Украине, как самолет бизнес класса компанией Сhallenge Aero, приобревшей его в 2007 году у авиакомпании Полет (Воронеж). На сайте Сhallenge Aero в каталоге самолетов этого борта нет, а на споттерских сайтах последний раз он мелькнул в июне 2013-го:

Август 2006-го. Этот же борт в ливрее "Полёта":

Recent Posts from This Journal