В каких странах никогда не будет демократии?

Расцвет любого государства и его распад начинается с системы образования. Всё, чем гордился Советский Союз, было создано либо теми, кто сформировался как профессионал еще до революции, либо теми, кто получил образование у педагогов и специалистов царской России.

Советские же педагоги – эти конформисты и идеологически правильные кадры, практически не смогли воспитать ни одного Королева, Иоффе, Курчатова, Келдыша, Лаврентьева, Капицу, Лихачева… И Союз рухнул. Как не наступить на одни и те же грабли дважды? Как связаны Олимпиада, спорт и образование?
Рассмотрим две системы образования. Одну условно назовем «А», а другую «Б». В системе образования «А» поощряется индивидуальность, пытливость и нестандартность мышления, поскольку умение мыслить нестандартно – это основное условие научно-технического прогресса, а также экономического и культурного процветания страны. В системе «А» ученики знают, что у них есть право отвечать на уроках не так, как написано в учебниках, выдвигать свои гипотезы, при условии, что они попытаются логически обосновать их, приведя доказательства и факты. Поощрение индивидуализма мышления в системе «А» уравновешивается поощрением участия учеников в деятельности различных коллективов. Прежде всего – в спортивной команде, потому что в ней чаще и явно присутствуют экстремальные ситуации. Таким образом, ученики получают двоякий опыт: умение мыслить и действовать самостоятельно и умение подчинять свои мысли и действия интересам команды. Причем первое качество позволяет им быть лидерами в команде и вести других за собой, оставаясь при этом в команде. Система образования «А» построена на том, что ученики привыкают: 1) все время самостоятельно выделять лидеров в своей среде; 2) что лидеры все время меняются; 3) что один и тот же человек не может быть лидером в различных видах деятельности. В системе образования «А» ученики вырастают с потребностью быть частью какого-то коллектива, интересы которого они разделяют и в деятельности которого готовы и охотно принимают участие. Привычка быть частью команды порождает у таких учеников желание и умение создать устойчивую семью. Потребность быть частью коллектива вырабатывает у них патриотизм. На практике пункт 3 (см. выше), например, означает, что мнение президента страны в вопросах спорта, живописи или в любом другом вопросе, не касающемся политики, никого не интересует и не является обязательным для кого бы то ни было. Как следствие, к управлению страной и компаниями приходят, как правило, лучшие из лучших, наиболее образованные и знающие люди, прошедшие честный и открытый отбор и конкурсы. В системе образования «Б» все с точностью до наоборот. Поощряется, когда ученики: 1) ходят строем; 2) не имеют своего мнения, кроме тех, что изложены в учебниках; 3) одинаково средние, и даже в мыслях не смеют желать отличаться от остальных; 4) подвергают обструкции выскочек, независимо мыслящих, талантливых… Не поощряется выдвижение лидеров самими учениками, их назначают вышестоящие надзиратели. Поощряется доносительство на соседей, недоверие друг к другу, соперничество в духе «проигравший достоин презрения», беспрекословное подчинение вышестоящим надзирателям. Система образования «Б» порождает холуйство, одиночество, коррупцию. Кучка надзирателей узурпирует себе право выбирать из серой массы тех, кто, по их мнению, больше всего похож на них самих. Спорт в этой системе служит политическим целям надзирателей, поэтому его основная задача – это отбор талантливых учеников и доведение их различными честными и нечестными методами до рекордов и медалей. Иными словами, спорт служит не выработке навыков объединения учеников и их совместного действия, а разрушению здоровья учащихся. Доказательством этого служит хотя бы тот факт, что подчас спортивные команды в этих странах почти полностью укомплектованы заморскими варягами, а не своими учениками. Ученики системы образования «Б» не способны объединяться по интересам, в группы и партии, организации, клубы и товарищества. Отчасти из-за вмененного недоверия ко всему и ко всем, отчасти из-за стукачества, но большей частью из-за отсутствия привычки и потребности чувствовать себя частью коллектива и работать на него. Попытки создать семью часто заканчиваются неудачей, в силу указанных выше причин отсутствия адаптационных навыков. При отсутствии идеологии, почти полностью отсутствует и патриотизм. Как показывает практика, наиболее преуспевающими в таких странах являются бывшие троечники, на интуитивном уровне отвергавшие правила и законы существующей образовательной системы. Именно поэтому в этих странах всегда был и будет дефицит кадров на высшие управленческие посты, потому что надзиратели во все времена боялись лишиться работы, если выберут в номенклатуру более талантливого и способного, чем они сами, управленца.
К системе «А» наиболее близка английская система образования. Вспомните, большинство коллективных и индивидуальных видов спорта были созданы в странах, где применяется эта система образования. А созданы были они потому, что спорт является неотъемлемой частью всего образовательного процесса воспитания личности. К системе «Б» относится прусская и советская системы образования. Поэтому в тех странах, где практикуют ее, невозможна демократия. А те модели «управляемой демократии», которые появились в этих странах, являются жалкими пародиями на нее, созданными надзирателями для того, чтобы придать видимость легитимности установления диктаторских режимов. Что еще можно сделать, помимо смены системы образования и очевидных выводов, касательно спорта? Учиться самим и учить своих детей искусству общения. Это нужно хотя бы для того, чтобы вы могли легко адаптироваться к культуре общения в другой стране, если придется эмигрировать. Нужно быть культурным, а не казаться им. Искусство общения – важнейшее из искусств.

Recent Posts from This Journal