Марина Раскова. Как она стала великой летчицей?

Майор Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Герой Советского Союза, командир 587-го бомбардировочного полка Раскова Марина Михайловна погибла при передислокации своей части 4 января 1943 года. Про нее говорили, что она была летчиком «от Бога», но тяжелые метеоусловия сделали свое черное дело.

..В 1941 году мой папа, имевший военную специальность «штурман дальней авиации», был направлен служить преподавателем в Энгельсское авиационное училище летчиков. Именно там формировались знаменитые женские авиационные полки. Вот мой папа и преподавал этим девчонкам азы тактики воздушного боя и навыки штурманского искусства в боевых условиях. С раннего детства в моей памяти застряли эти имя и фамилия – Марина Раскова... Кем же была Марина Раскова, что ее именем – а это редчайший случай – названы только в Москве площадь, улица и переулок. Причем не как в случае с Лениным, где использованы и отчество, и фамилия, и политический псевдоним, нет, у Расковой все проще, все три объекта так и называются – «Марины Расковой».

Родилась Марина в Москве 28 марта 1912 года в семье учителя пения. Она и сама хорошо пела, училась одновременно в средней школе и на детском отделении консерватории, и ей прочили будущее оперной певицы. Но жизнь изменилась, умер отец, и Расковой после окончания девятого класса пришлось пойти работать, чтобы помочь матери поставить на ноги младшего брата. Неподалеку от их дома находился Бутырский химический завод, куда и пошла работать шестнадцатилетняя девочка. Через год с небольшим место работы переменилось, она устроилась в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Причем произошло это не потому, что она любила авиацию, просто это оказалось еще ближе к дому, да и работа была полегче. Вскоре ей поручили демонстрировать слушателям аэронавигационные приборы. Марине пришлось усесться за учебники. Неожиданно ей это понравилось, и она всерьез увлеклась аэронавигацией. Она упорно овладевала новой специальностью и в 1934 году окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота по специальности «штурман». Ее дипломной работой было проведение аэрофотосъемки для подготовки описания прокладываемой на юге страны новой авиалинии – Одесса-Батуми. Работа была признана выполненной на «отлично», и бывшая студентка стала преподавателем штурманского дела в родной академии. Было ей в то время 22 года. Любопытная информация имеется в ряде источников. Якобы Раскову вызвал начальник академии и спросил, чем бы она хотела быть награжденной за успехи в учебе? По существующей легенде она попросила, чтобы ей предоставили возможность научиться управлять самолетом. Просьбу удовлетворили, она поступила в Центральный аэроклуб Осоавиахима в Тушине, который успешно закончила в 1935 году. Последовало ответственное поручение: подготовка Первомайских воздушных полетов в Москве. Раскова не только рассчитывала маршруты для каждого самолета, чтобы стянуть их в одну парадную колонну, но и лично на флагманском самолете вела за собой весь строй самолетов. Вскоре она стала участвовать в популярных в то время дальних перелетах, ставила мировые рекорды, за что и была награждена орденом Ленина. В 1938 году она была призвана в армию и стала первой в стране женщиной-штурманом в военной авиации. Этот год стал пиком ее славы: женский экипаж в составе Осипенко, Гризодубовой и Расковой совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина». Топлива немного не хватило, и «Родина» через 26 с половиной часов полета, пролетев более 6 тысяч километров, совершила вынужденную посадку. Через 5 дней самолет был найден, а Марина Раскова вышла к людям лишь на десятые сутки. 2 ноября 1938 года эти смелые летчицы были удостоены званий Героя Советского Союза. Наступил октябрь 1941 года. Фронт приближался к Москве. В стране не хватало летчиков. И вот к руководству ВВС страны обратилась майор Раскова с неожиданным предложением – создать отдельный женский авиационный полк: – Я уверена, что девушки будут хорошо воевать, – утверждала она. И вот со всей страны начали поступать заявления от выпускниц аэроклубов и летных школ. Первый полк был сформирован, он был на 100% женским – от летчиц до техников и механиков. Командовать полком поручили опытной летчице капитану Бершанской, а Раскова продолжала заниматься организационными вопросами, и вскоре таким же образом были сформированы еще два женских полка. Три месяца упорного, напряженного труда, занятия по 12-14 часов; дневные, а затем ночные вылеты... И вот курс обучения, на который в мирное время отводилось 3 года, окончен. Первое детище майора Расковой – ночной женский полк – был передислоцирован на фронт. Экипажи еще двух женских полков – бомбардировочного и истребительного – тоже закончили обучение, но… И тут надо вернуться к началу статьи. Несколько слов о том, каким она была командиром. Известно ее знаменитое изречение: – Для того, чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчиненные.
По-видимому, она относилась к тому типу женщин, которых позднее назовут феминистками. Коротко по-мужски стриженная, подтянутая, в летном комбинезоне, она производила скорее впечатление мужчины, нежели женщины. Да и работу она себе выбрала далеко не женскую, а уж отдельные ее поступки в качестве командира женскими никак не назовешь. Так, по воспоминаниям моего отца, она лично расстреляла двух техников-мужчин, которые, доставляя горюче-смазочные материалы, выпили немного спирта, что заливался в системы самолетов. – Вы не спирт пили, вы кровь наших солдат пили, – завершила она свое выступление перед строем. В пятидесятые годы 2 мая в сквере перед Большим театром собиралось большое количество женщин с орденами и медалями на платьях. Это были летчицы из 46-го Гвардейского ночного легкобомбардировочного авиационного полка, знаменитые «ночные ведьмы», которых так боялись гитлеровцы на фронте, а также из 125-го Гвардейского бомбардировочного полка и 586-го истребительного. Мы с папой долгое время ходили на эти встречи, и я слушал рассказы этих женщин, в которых имя Марины Расковой звучало чаще других.

Recent Posts from This Journal

"она лично расстреляла двух техников-мужчин" - не слышал раньше такого.
хотя вполне может быть в то время. вспомнить того же капитана Клубова (будущего дважды героя), застрелившего техника, который оставил в кабине самолёта инструмент, и лётчик, делая петлю, получил им удар в висок. и погиб.
А Марина действительно достойна восхищения.
Надо понимать что вокруг героев много ходят легенд ,но их героизм всегда был и будит .Не будим критично подходить ,но все вы правильно написали она достойна восхищения.Да и причем красавицей слыла